Михаил Семенович Воронцов (1782—1856 гг.) является потомком старого русского дворянского рода, давшего ряд крупных государственных деятелей и дипломатов. Командовал русским оккупационным корпусом во Франции. Значительный след о себе он оставил в Новороссии, которой управлял с 1823 г. по 1844 г.
Он славился умом, образованностью, либерализмом. За участие в кавказских походах граф Воронцов был возведен в 1845 г. в княжеское достоинство. При М. С. Воронцове выросли Одесса, Херсон, Николаев, Севастополь, были проведены дороги, в том числе великолепное южнобережное шоссе в Крыму. Развивалось виноградарство, овцеводство, было учреждено пароходство по Черному морю.
Воронцовский дворец является одним из украшений Крыма и главной достопримечательностью курортного города Алупка. Дворец был построен в период 1828—1848 гг. как крымская резиденция генерал-губернатора Новороссийского края графа М. С. Воронцова. Новороссийский край включал в то время огромное пространство Северного Причерноморья между рекой Прут на западе и Доном на востоке. В него входил и Крым. Административным центром Новороссийского края с 1805 г. была Одесса, но М. С. Воронцов, придававший Крыму исключительно важное значение, решил именно здесь построить свой представительский дворец.
Автором проекта дворца был придворный архитектор английской королевы Виктории Эдвард Блор (1789—1879 гг.). С участием Э. Блор возводился знаменитый Букингемский дворец в Лондоне и замок Вальтера Скотта в Шотландии.
На стенах в замке много картин героев ушедшей эпохи. Портрет матушки-государыни Екатерины II кисти Рокотова. Вестибюль, передняя, большая столовая, бильярдная и библиотека отделаны деревом в готическом стиле. Панели, двери и потолки в них сделаны из мореного дуба. Столярными работами руководил англичанин Чарлз Уильямс. В готическом стиле выполнены камины из полированного диабаза. Убранство парадных комнат дополняет мебель из ореха, дуба, красного дерева, специально для дворца сделанная русскими мастерами. Залы украшают полотна итальянских, французских и английских живописцев. Русская живопись представлена портретами работы Левицкого, Боровиковского, пейзажами Щедрина, Орловского, братьев Черенцовых, Айвазовского.
Интерьер кабинета графа Воронцова сдержан и отвечает строгим английским вкусам хозяина. Просматривается симметрия дверных проемов и расстановки мебели. С окна кабинета открывается вид на верхний парк и утесы Ай-Петри. Интерьер гостиной выдержан в восточном стиле. Единство интерьера обеспечивает тонкий белоснежный лепной орнамент на стенах и потолке. Нарядность интерьеру добавляет канделябры, люстры, вазы.
Так как электричество в замке появилось несколько позже, то парадная столовая и бильярдная темноваты. Десятки канделябров и люстр с сотнями свечей когда-то освещали комнату. Столовая отделана в стиле тюдоровской готики.
Характерной принадлежностью парадных европейских дворцов XIX века является зимний сад. В зимнем саду, в голубой гостиной, а также на террасах портала южного фасада собраны скульптурные изображения семьи Воронцовых и его близких, копии скульптур античных богов и философов.
Рядом с замком расположен знаменитый парк (проект выдающегося немецкого садовода-архитектора Карла Кебаха). На 40 гектарах очень сложного рельефа было высажено свыше 200 видов деревьев и кустарников из различных стран мира.
Нижний парк примыкает к южному фасаду дворца и представляет собой итальянский вариант парка, включающий в себя естественные элементы горного склона.
Верхний парк олицетворяет естественный пейзаж и насыщен озерами, гротами, полянами. Многочисленные пруды, каскады, ручьи и нагромождения скал верхнего парка воспринимаются как природная фантазия, а не результат человеческого труда.