Ливадийский дворец-музей является крупным историко-архитектурным памятником начала ХХ века. Это последнее сооружение, воздвигнутое в Российской империи для семейства Романовых. Дворец строился с апреля 1910 по сентябрь 1911 года по проекту архитектора Николая Петровича Краснова и был возведен в стиле Итальянского возрождения. Дворец построен из светлого инкерманского известняка и расположен так, что хорошо виден с моря, выделяясь на фоне вечнозеленой растительности парка.
С Ливадийским дворцом связано не только пребывание на Южном берегу Крыма последнего Российского императора, но и ряд других культурных и политических событий. Во дворце проходило заседание Крымской (Ялтинской) конференции «большой тройки» в лице премьер-министра Великобритании У. Черчилля, президента США Ф. Д. Рузвельта и председателя совета народных комиссаров СССР И. В. Сталина.
Рядом с дворцом располагается Ливадийский парк площадью 40 га и насчитывает около 400 разновидностей деревьев и кустарников. Основой парка служит крымский горный лес. Дорожки оформлены подстриженными кустами буксуса, лавра, туи. Своеобразие парку придают скамейки и вазы, мраморные столики и фонтаны.
Парадный вход во дворец архитектор расположил с северной стороны. В глубине портика — сложно орнаментированный арочный портал, увенчанный гербом Романовых.
Дворец отличается изысканностью и нарядностью наружной отделки, роскошью внутренних интерьеров. Каждая из 58 комнат неповторима и выполнена в своем оригинальном стиле. В оформлении интерьеров дворца применены элементы различных стилевых направлений.
В оформлении вестибюля использован стиль возрождения. Торжественность и праздничность придают помещению светлые стены, украшенные сложными рельефными орнаментами, красивое обрамление дверей, рельефная отделка камина. За круглым столом в феврале 1945 года прошли 8 пленарных заседаний Крымской (Ялтинской) конференции глав трех союзных держав СССР, США, Великобритании.
Парадная столовая является самым большим помещением дворца. Это один из лучших интерьеров по своей художественной отделке. Точно найденные соотношения высоты, ширины и длины большого помещения создают ощущение гармонии. Стены и потолок отделаны рельефными украшениями.
В восточной части столовой расположена скульптура немецкого мастера второй половины XIX века Брюгера «Пенелопа». Она была подарена в 1863 году гражданами Одессы императрице Марии Александровне на новоселье в Ливадии. С тех пор стала неотъемлемой частью оформления Белого зала.
Огромные колонны, высеченные из Цельного белого статуарного каррарского мрамора с капителями коринфского ордера и оригинальный по форме камин в итальянском стиле, украшенный изящной резьбой и гербом владельцев дворца, придали интерьеру парадность и торжественность.
Колонны были изготовлены в Италии, камин — в мастерской Э. Менционе в Ростове-на-Дону).
В отделке интерьера ожидательной комнаты используется темный тон дерева (темный орех) и драпировочная ткань. Масштабность декоративных деталей оформления отличает эту комнату от вестибюля и столовой.
На потолке висит люстра фигурного стекла, заказанная специально для этого помещения в Италии на о. Мурано.
Оформление каждого парадного помещения дополняют камины. Во дворце во время строительства было проведено водяное отопление. В парадных комнатах отопление дублировано каминами, которые являются в то же время и художественно-декоративным элементом оформления интерьера.
Бильярдная оформлена в стиле Тюдор. Стены обшиты резным деревом. Работа выполнялась местным ялтинским мастером А.А. Шиллингом. Потолок расписан масляными красками, имитирующая дерево. В английской бильярдной воссоздана обстановка, когда проходила конференция: длинный стол, за которым 11 февраля 1945 года во время официального завтрака руководители делегаций В. Сталин, Ф.-Д. Рузвельт и У. Черчилль подписали итоговый документ конференции — текст коммюнике. На стене висит знаменитая фотография «Большая тройка» в итальянском дворике.
В отделке рабочего кабинета императора использованы деревянные панели и серая обивочная ткань. Заказ на деревянное оформление комнаты был поручен мебельной московской фабрике К.В. Зибрехта. Из окна открывается прекрасный вид на море, которым можно любоваться бесконечно.
Гостиная Императрицы соответствует стилю модерн. В комнате стоит рояль немецкой фирмы «Беккер», трехстворчатый шкаф, ваза с пейзажной росписью, изготовленная в 1904 году на императорском фарфоровом заводе.
Малая семейная столовая оформлена мастерами ялтинской столярной мастерской А. Шиллинга. Для отделки комнаты было использовано тисовое дерево. Камин декорирован керамической плиткой и темной металлической обкладкой.
Сердцем дворца является живописный Итальянский дворик с высаженными в нем розами и вечнозелеными растениями. Это первый из двух внутренних двориков дворца, знаменитый тем, что здесь во время Ялтинской конференции в 1945 году фотографировались Черчилль, Рузвельт и Сталин. С четырех сторон дворик окружает аркада. С северной стороны итальянского дворика расположена парадная столовая, восемь больших застекленных ее дверей соединяют это главное помещение с внутренним двориком. Выход в итальянский дворик есть и из помещений, расположенных как с южной, так и с восточной стороны. Внутренний двор Ливадийского дворца были местом съёмок фрагмента фильма «Возвращение резидента» (киностудия им. М. Горького), одной из серий 4-го сезона сериала «Сваты».
Еще один внутренний дворик — это арабский дворик. Архитектором он был задуман как световой колодец. Низ стен покрыт майоликовыми плитами с восточным орнаментом.
Ливадийский дворец является одним из наиболее популярных и посещаемых мест в Крыму. Это место вдохновляет поэтов, художников, композиторов и притягивает к себе путешественников. Сюда влечет в любое время года.